Ника (nikotorix) wrote,
Ника
nikotorix

Categories:

Может ли спастись Алесса (Silent Hill)?

Думаю, многие из моих френдов смотрели "Сайлент Хилл", даже обе его части. Конечно, форма страшновата, но в содержании, на мой взгляд, есть много хорошего. В частности, тема всепобеждающей материнской любви (Роуз), чести (сожженная полицейская) и освобождения (Шерон).
Но меня заинтересовал вот какой вопрос: может ли в итоге спастись обращенная в монстра Алесса, если посмотреть на эту проблему с христианкой точки зрения?



Долго думала над ответом, и вот к чему пришла в итоге: Алесса - это ведь своего рода аналог Фауста Гёте, хотя и другого возраста и пола.
Это, в сущности, чистый душой человек (как Фауст), подвергающийся влиянию страшной силы, которой он априори не может противостоять. Бог, как известно, не дает испытаний не по силам, следовательно, Он не может за них и наказывать. Именно этим, по мнению о. Андрея Кураева, объясняется спасение Фауста, именно потому ропот Иова на Бога в минуту тяжелейшего страдания не был наказан:

"Прикосновение библейского воланда к Иову оборачивается проказой. Иов заживо гниет. Из-за вони он не может жить даже в своем доме. Религиозные же представления Древнего Востока считают проказу проклятьем богов, и потому Иова выгоняют и из его города. Жена приходит к Иову и говорит: «Похули Бога и умри!» .
С этой минуты сатана больше уже не появляется на страницах книги Иова: его работу искусителя взяли на себя люди (сначала жена Иова, потом его друзья) . И оттого книга Иова оставляет ощущение какой-то недоговоренности. Дважды сатана приближается к Иову. И ждешь третьего раза – а его нет. Причем даже вполне понятно, каким должно быть это третье искушение. В первый раз сатана прикоснулся к социальному телу Иова (имуществу), потом к его физическому телу. Осталось прикоснуться к его душе… Но именно это Бог сатане запретил.
Эту литературную незавершенность «книги Иова» почувствовал Гете. Его Мефистофель начинает там, где остановился библейский сатана. Ему Бог дает гораздо больше, чем в библейском сюжете: «Тебе позволено. Ступай и завладей его душою. И если можешь, поведи путем разврата за собою» .
Только если помнить это зачин «Фауста» и его связь с книгой Иова, будет понятен финал. В конце поэмы Фауст, ставший уже преизряднейшим мерзавцем, умирает. Мефистофель приходит получить свою законную добычу – его душу. И тут происходит совсем неожиданное: являются ангелы и отбирают у Мефистофеля душу Фауста. Однако, это неожиданность лишь для тех, кто забыл начало поэмы. Бог изначально считает Фауста Своим слугой. Но по просьбе Мефистофеля Бог снял Свою благодатную защиту с души Фауста. Человек остался один на один с тем, кого Достоевский называл «дух сверхчеловечески умный и злобный». При таких условиях человек всегда проиграет. Поэтому Бог и не винит Фауста. Библейская формула «Бог дал – Бог взял» в «Фаусте» обретает свой смысл: Бог дал Фауста Мефистофелю, Бог же и забрал Фауста из лап сатаны.
«Спасен высокий дух от зла Произволеньем Божьим: "Чья жизнь в стремлениях прошла, того спасти мы можем". А за кого Любви самой ходатайство не стынет, тот будет ангелов семьей радушно в Небе принят».
И вновь возвращаемся к этой триаде: книга Иова - «Фауст» - «Мастер и Маргарита». В первой книге душа Иова под защитой Бога. Во второй Бог снимает защиту с души искушаемого человека".

С Алессой все гораздо сложнее, потому что это невинное дитя, причем единственное дитя, которое не находится под тлетворным влиянием псевдохристианского сатанинского культа Сайлент Хилла. Она всеми избиваемый и отверженный изгой и хотя бы по этой причине не может стать такой, как они. Сперва девочку насилует подонок, который пользуется ее низким социальным статусом, затем мать Далия по глупости предает Алессу извергам-сектантам, пытающимся ее сжечь под лозунгом "охоты на ведьм". Как видно из второй части, это все было лишь прикрытием настоящего замысла главарей секты - им нужно было страдание этой девочки, чтобы создать свое псевдобожество. Но вот возникает мир, в котором они были заперты в облике монстров (собственно, такими стали их души). Вроде бы, этот мир создает "темная сторона Алессы", демон, которому обожженная до костей страдающая девочка дает добро на вступление в союз. Вроде бы, сектанты несут кару в измерении Тьмы. Но некоторые моменты подсказывают, что первоначальное понимание может быть ошибочным.

1. Откуда берется и кому на самом деле служит демон, которого Роуз поначале путает с Алессой?
На вопрос Роуз, кто такая маленькая демоническая девочка, последняя отвечает: "У меня много имен, сейчас я - темная сторона Алессы". Понятное дело, что бес всегда может соврать. Но если "сейчас" и тем более демон говорит, что он пришел к Алессе, значит, это вполне самостоятельное существо и оно каким-то образом было привлечено к израненной жертве. Во второй части становится абсолютно понятно, что казнь Алессы и даже то, что она должна была выжить после нее и питать своими страданиями "бога" - проект Ордена. Так действительно ли "девочка" приходит как мстительница за Алессу, или у нее иная цель и она послана как раз теми самыми сектантами?
Напомню, что Тьма не могла войти во храм, где находились главари секты. Монстры уничтожали лишь пешек вроде Анны, ослушавшейся Кристабеллу, или случайно попавших в Сайлент Хилл людей. Разве к этому стремилась бы Алесса, если бы она хотела за себя отомстить - к гибели случайных прохожих? Очень вряд ли. Не менее глупо выглядит наказание медсестры, ухаживавшей за девочкой. Если бы действительно ее душа полностью почернела, она могла бы гораздо больше возненавидеть Далию, потому что наверняка знала бы, кто отдал ее на мучения. Но нет, Алесса не трогает ни свою мать, ни свою дочь Шерон (кстати, о ее рождении надо поговорить отдельно). Получается, воля темной стороны, которая Шерон все-таки хотела загубить во второй части, как минимум не всегда совпадает с волей Алессы. Но Алесса ей сопротивляться в силу своего состояния уже просто не может.
Но, скажете вы, Алесса же убила крючьями Кристабеллу и несколько ее приспешников? Да, действительно. Только в Ордене есть человек, который резко критиковал политику Кристабеллы, а после ее смерти возглавил сектантов-монстров. Это Клаудиа. Ее сын, который потом подружился с Шерон, говорил, что мать его крайне жестокий и беспринципный человек, способный на все ради своей цели  (даже истязать родного сына). Так не являлась ли "месть ведьмы" таким же спектаклем, как и "казнь ведьмы", чтобы легально сменить власть в Ордене и не настроить при этом остальных чудовищ против настоящего режиссера убийства Кристабеллы?
Это Алесса пользовалась силами Тьмы (которые, кстати, воплотили в себя ее кошмары) или она была марионеткой и козлом отпущения Сайлент Хилла?

2. Парадоксальная беременность Алессы.
Она наступает не после изнасилования (потому что в таком случае хронология фильма не совпала бы - Алессе в момент тех событий было 9 лет, сколько и Шерон в 1 части, а Роуз видит ее 40-летнее тело). Да и не сохранилась бы в таком случае беременность девочки. Нужно было, чтобы она отошла от ожогов (для чего, соответственно, требовался уход), потом - мужчина (от духа она, понятное дело, не зачала бы, или Шерон бы тоже была демоном) и, наконец, ребенок был отдан в приют. Это говорит о том, что кто-то был заинтересован как в продолжении жизни "ведьмы", так и в сохранении жизни младенца. Кто именно, если Далия не видела дочь после сожжения, а, кроме нее, в городе оставались только члены культа и Кристабелла не позволяла им приближаться к "логову Тьмы"?
По-моему, логичнее всего снова вспомнить о Клаудии.

Если ее "проект" с "богом" не вписывался в основную линию развития Ордена, очерченной Кристабеллой, тем более становится понятным, почему новому лидеру требовалось уничтожить. Причем так, чтобы фанатики не сомневались в том, что смерть Кристабеллы (а заодно некоторых других неугодных) было делом рук проклятого демона-Алессы, наконец-то добравшегося до храма через пришлую Роуз.
Шерон была нужна как сосуд, через которого "бог" (он там на фото справа виден) придет в мир. Следовательно, если Кристабелла действительно хотела ее уничтожить, то срыву "проекта" необходимо было не просто помешать, а помешать срочно. Заодно избавившись от конкурентки.

3. Явление демона маленькой Шерон - обличение бесовской лжи о "Я тебе не велела сюда приходить".
Эту фразу так называемая темная Алесса сказала Шерон: мол, я тебя удалила отсюда, чтобы у тебя было полноценное детство, то, чего не было у меня. Но она же сама снилась малышке и пугала ее Сайлент Хиллом! (Шерон не могла ведь помнить, что было с ее матерью в 9 лет, когда ее не было и в помине). Демон говорит одно, делает другое. На самом деле она является и внушает Шерон навязчивую идею о проклятом городе, что и привело сперва Роуз с девочкой, потом Шерон-подростка в Сайлент Хилл. Кому это было выгодно? Правильно, Ордену и его предводительнице.
Еще одно косвенное доказательство того, что "Темная Сторона" работает именно на них.

4. И, наконец, финал. Встреча Темной Алессы и Шерон.
Memory_of_alessaВы помните, насколько тепло относилась Алесса к своему волей или неволей рожденному ребенку в первой части. "Девочка" говорит от ее имени, но это, как мы помним, не сама Алесса. Так вот - как раз она стремится уничтожить Шерон после того, как та разок вырвалась из лап Ордена. И здесь как носитель Тьмы, настоящей Тьмы, показывает себя именно Клаудиа, принимая настоящий чудовищный  облик. После смерти Алессы в живых остается Шерон - по словам демона, "светлая сторона". Демон исчезает - видимо, она выполнила свои функции, а прикрытие и козел отпущения в виде Алессы Клаудии, получившей Шерон, больше не требуется. Или же Клаудиа, которой требовалась живая девушка, загнала свою служанку обратно в ад, когда та начала "своевольничать"

Исходя из всего этого, я думаю, что Алесса теоретически могла спастись. Если человек от боли не соображает, что он делает, то его ответственность совсем другая, чем того, кто творит зло сознательно. Не случайно у нас в Церкви отпевают самоубийц, покончивших с собой в неадекватном состоянии. Бог никогда не отвернется того, у кого действительно не было сил противостоять злу.

Вот так....
Tags: Кино
Subscribe

  • Сегодня год моей дочурке

    И каждый раз, когда я хочу писать что-либо о ней, кажется: я описываю неописуемое. Cегодня Свете год. И год + 9 месяцев, как я чувствую себя…

  • Родненький как удерживающая сила...

    Родненький - это наш с Алёнушкой любимый священник, отец Сергий. Да вы все уже его заочно знаете). Жизнь его непростую и скорбную, в особенности. Но…

  • Матушка Анареджайна)

    Что можно сказать о человеке, если он действительно человек? Разве что посоветовать почитать его ЖЖ. Ну, или ее, как в этом случае:). Как-то насчет…

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments