Ника (nikotorix) wrote,
Ника
nikotorix

О путях и о воззвании к Богу (размышления грешной православной о том, слышит ли Бог неверующих)



Знаешь, интересно что бы ты написала по следующему вопросу... Вот когда мусульманин, иудей, лютеранин обращаются с молитвой к Богу, Бог слышит их молитвы? Иди другими словами, они молятся одному Богу или нет? А если не одному, то их молитвы уходят в никуда?

В одном из своих посланий святым древней Церкви апостол Павел риторически вопрошает: "Неужели Бог [есть Бог] Иудеев только, а не и язычников? Конечно, и язычников" (Рим. 3:29). Преподобный Иоанн Синайский, живший несколькими столетиями позже, в своей "Лествице" также пишет: "Всех одаренных свободною волею Бог есть и жизнь, и спасение всех, верных и неверных, праведных и неправедных, благочестивых и нечестивых, бесстрастных и страстных, монахов и мирских, мудрых и простых, здравых и немощных, юных и престарелых; так как все без изъятия пользуются излиянием света, сиянием солнца и переменами воздуха; несть бо лицеприятия у Бога"  (слово І "Об отречении от жития мирского", 3). Нет сомнения в том, что призывающая Благодать Святого Духа животворит и мусульманина, и иудея, и лютеранина, и язычника. И даже если человек молится своей иллюзии о Боге, какому-нибудь идолу, то, бесспорно, Творец никогда не остается равнодушным к своему творению. Он внимательно слушает эту душу и постоянно, на протяжении  всей жизни, всячески ведет ее ко спасению. Только есть одно "но" - вести-то ведет, но ДОвести может лишь при  участии самого человека, который сознательно пойдет к Небесному Отцу одним-единственным путем Истины и Жизни - Христом (Ин.14:6). Достаточно ли для этого только призывающей благодати? Очевидно, что нет, если говорить о христианском взгляде на сей весьма сложный вопрос.

Господь наш Иисус во время пребывания на земле не случайно основал Свою Церковь и, кроме великого Откровения о Себе и Отце, дал ученикам и множество, если можно так выразиться, прикладных наставлений, как жить. Хочешь, чтобы тебя не одолели врата ада? Будь в Церкви (Мф. 16:18). Хочешь иметь жизнь вечную? Причащайся Тела и Крови Спасителя в память о Тайной Вечере и Его Крестной Жертве (Ин. 6:53, 1 Кор. 11:25). Это не просто теоретизированные рассуждения о жизненных путях, а та самая единственная стезя, ведущая ко спасению. Она ныне открыта практически всем и каждому. Но хотят ли идти по ней?
Представим, что человек не принял Сына, а значит, не чтит и Отца (Ин. 5:23). К сожалению, таким может стать и называющий себя христианином, но находящийся вне канонического Православия (тот, кто отвернулся от Церкви Христовой, получается, игнорирует и пророчество Христа о ней, той самой, основанной в Его дни. О каком послушании Богу в таком случае вести речь?). Это я сейчас о лютеранине. Но при этом он молится Единому Богу (а другого такого во Вселенной попросту нет) и о чем-то Его просит. Будет ли его молитва "уходить" в никуда?
Думаю, и "нет", и "да" одновременно.
"Нет" - потому что Господь, будучи Всеблагим и Всемилостивым, приходящего к Нему вон не изгонит (Ин. 6:37). Потому Он помогает и мусульманам, и лютеранам, и иудеям. Любой человек может получить от него благо даже без веры - только по Его Милости. Об этом незаслуженном и неописуемом Милосердии не раз вспоминали бывшие атеисты, потом крестившиеся в каноническом Православии. Вот так Бог им, далеким в то время от истинной веры в Него, Себя открыл, чтобы они обратились.

Но может ли эта помощь призывающей благодати спасти человека, не обратившегося? Здесь уже ответ противоположный предыдущему. И можем поразмыслить над вторым вариантом иного ответа, на вопрос о "никуда".
В "никуда", по сути, уйдет не воззвание, а сам человек, не желающий подходить к Богу до конца, соединяться с Господом так, как сказал Сам Господь. Представим, что некая личность идет в совсем ином направлении, не том, которое указал Отец через Сына. В конце этой тропинки - пропасть.
И вдруг оборачивается и взывает к Отцу: "Отче, услыши меня, помоги мне!". Отец отвечает: "Хорошо, сыне, иди ко Мне, я помогу". Но сын вместо этого... заканчивает разговор и шагает дальше в свою пропасть. Это повторяется еще раз, и еще, и еще. Безусловно, любящий Отец всегда откликнется и всегда поможет, каким бы чадо ни было. Но если оно, дитя это, не свернет со своей дорожки, то... Повторюсь, право на свободный выбор Господь не отнимает никогда. И за последствия сего выбора отвечать тоже человеку.
Для спасения мало призывающей благодати - нужна сугубая, а ее любой, каких бы он пола, возраста и национальности ни был, получает только правой верой во Христа. Потому и Писание говорит: "Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его" (Мф. 11:12).
На все есть одна земная жизнь. Не больше и не меньше...
Tags: Сложные и спорные вопросы веры
Subscribe
Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments